История храма

История Храма первоверховных апостолов Петра и Павла

В 1703 году по указу императора Петра Первого казаки поселились на слиянии трех рек: Северский Донец, Калитва, Лихая и еще Быстрая, под горой Караул.

Казаки всегда были глубоко верующими христианами. Достаточно привести пример. Когда принимали в казаки, то одним из условий было – вера в Бога. Казака спрашивали: «Веришь ли ты в Господа нашего Иисуса Христа?» Казак отвечал «Верую!» И крестился.

Там, где селились казаки, сразу строился храм. В будущей станице на майдане из бревен, бывших основанием плотов, на которых они приплыли, начали строить. Доски необыкновенной для нашей местности длины и ширины, сохранились до наших дней. Это полы в храме первоверховных апостолов Петра и Павла.

Усть-Белокалитвинская станица росла и расширялась. Народ уже не помещался в храме. Тогда на сходе казаков было решено построить новый храм – каменный, большой! За образец был взят храм Христа Спасителя. Кирпичи заказали во Франции. Их потом доставили из Царицына в станицу, а раствор замесили на куриных яйцах.

Богураевские казаки на своем сходе во главе с Арефием Ивановичем Поповым (по смерти его похоронили в церковной ограде) решили просить белокалитвинцев о передаче деревянного храма в хутор Богураев. Такое согласие было получено. На месте разобранного по бревнышку храма в станице Усть-Белокалитвинской, на майдане, поставили Капличку. А после революции водрузили посреди площади памятник Ленину. Во время перестройки в 1998 памятник снесли и на месте памятника (прежнего престола алтаря) была поставлена капличка с соблюдением всех церковных канонов.

Весь Богураевский народ двинулся в Белую Калитву. С бричками, подводами, просто пешком, казачьи семьи трудились во славу Божию. В Калитве храм Петра и Павла разобрали, пронумеровав каждую досточку, каждое брёвнышко, и понесли и повезли казаки все это к берегу Донца. Там лодочная переправа. В лесу на устье реки Лихой их уже ждали. Казаки, казачки и их малые дети, пожилые бабушки и дедушки грузили, везли, несли на плечах будущий Храм! С большим благоговением и верой этот храм собрали. Началась служба. По словам старожилов, первый батюшка – это отец Тихон. О нем ничего неизвестно. Вторым священником церкви был отец Лука. Говорят, что батюшка Лука очень любил рыбалку. Часто после службы брал удочку и сидел на берегу речки Лихой. В то время она была чистая и глубокая. Отец Лука был высокий и сильный. На Масленицу участвовал в кулачных боях. Был при церкви капельмейстер Андрей, работали при церкви Гарныш и Лукъянов (их потом расстреляли). При храме в 1903 году открылась церковно-приходская школа. Как много благого принесла церковь в хутор. В храме все дышало благостью! Каждая икона, хоругвия, каждое бревнышко проникнуто и пропитано благостию.

Надо отметить, что не было клубов, Дворцов культуры, и только церковь несла культуру, порядочность, воспитанность всему населению. Вера спасала и оберегала от греха и проступков. Не было воровства, хамства, пьянства, растления, ругани. Люди православные боялись греха, но не боялись каяться!

Но начались трудные времена. Коммунисты боролись с верующими. В хуторе Богураеве в 1934 году стали разорять храм Петра и Павла. С каким остервенением все срывали, ломали, крушили, жгли! Даже регистрационные книги, в которых велись записи рождения, крещения, смерти, венчаний, рвали и бросали в огонь (хотя чем они-то могли повредить коммунистам?). Дед Андрей Щербак, безногий, выхватил регистрационную книгу и не дал уничтожить. В закрытой церкви сделали школу. Волна воинствующего атеизма прокатилась по всей нашей несчастной России.

Вернемся к истории. Грянула война. Когда фашисты захватили Ростовскую область, церкви стали открываться. Открылась и наша. Службу вел отец Севастиан. Когда закрывали церковь, выбрасывали иконы, книги, утварь. А теперь верующие принесли все в храм. Многие люди шли и молились о своих близких, крестились, венчались, отпевали, каялись, исповедовались и причащались. Коммунисты после Великой Победы продолжили борьбу с верующими. Нельзя было носить крестильный крестик, ходить в храм, иметь дома иконы. Всеми силами народ отбивали от Бога. Но церкви, открывшиеся во время войны, продолжали служение. Когда к власти пришел Хрущев, дикий разгул воинствующего атеизма захлестнул страну. Закрывались и разрушались церкви, запрещался колокольный звон, преследовались верующие. Появилось телевидение, и Хрущев пообещал показать последнего попа по телевизору.

А наш храм не сдавался. Что стоило это батюшке Севастиану. На каждом заседании партийных деятелей в Белой Калитве звучал ворос о закрытии, но церковь служила. В 60-70 годы это был единственный действующий храм в нашем районе.

Какое огромное количество верующих ехали, преодолевали 213 ступеней на гору, шли пешком, добирались в нашу церковь. Наши верующие бабушки, хранительницы веры православной в сердцах и душах своих, передавали её своим неверующим детям и внукам.

Государство давило церковь. Большие денежные выплаты, огромные налоги. Для примера: за электричество за 1 квт/час школы, больницы платили 2 копейки, а церковь – 25 копеек. Во время войны церковь жертвовала в фонд обороны большие деньги. Все для фронта, все для победы.

Отец Севастиан сохранял приход и всеми силами отбивался от коммунистов. Он был небольшого роста, сухонький, но сила духа и вера поддерживали его в благом деле. Он говорил: «Я старенький, больной, дайте мне дослужить», или: «Церковная двадцатка не согласна». Так и держался. С ним начинали служение, а потом продолжали уже без него певчие: регент хора Белоконев Иларион, Марфа, жена его, Шумилина Анна, Кащеева Анна, Терехов Федор, Михеева Анна (его дочь), Крайник Елизавета, Сиринова Вероника, Смирнова Александра.

Потом был период, когда отец Севастиан лежал в больнице с травмой, а у нас служил отец Петр. Он лично встречался с патриархом Тихоном (который впоследствии был канонизирован), был рукоположен, и владыка Тихон подарил ему икону святых первоверховных апостолов Петра и Павла в золотом окладе.

Наступило время и храм принял отец Иоанн. Он обновил храм, обложил его кирпичом. У нас добавились два престола: ап. Иоанну Богослову и Казанской иконе Божией матери. Здесь тоже интересная история. В поселке Кокосовый был храм Казанской иконы Божией Матери. И когда его закрыли, отец Иоанн, чтобы прихожане не отчаивались, сделал престол у нас. Расписали внутренние приделы. Тогда не было мастеров, но молитвами церкви эти работы были сделаны. Отца Иоанна сменил его преемник отец Владимир.

Новые времена и новая политика принесли свои плоды. Во многих населенных пунктах стали строить и восстанавливать храмы. Души православных христиан, настрадавшись в период безверия, потянулись к вере, к Богу. Многие прихожане посещают теперь церковь рядом со своим местом жительства.

Гуреева Наталия Дмитриевна. 2014 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *